Первое и самое главное – для радости и удовольствия. Рисовать любят все без исключения дети.
Если говорить о самых маленьких, то для ребенка телесные ощущения – это основной канал для знакомства с миром. Да, ребенок видит и слышит, но в первые годы он, в основном, знакомится с миром через тело и вкус. Не зря дети все тянут в рот и стремятся взять в руки. Рисование пальчиковыми красками становится для ребенка очень гармоничным продолжением знакомства с миром.
В полтора года ребенок еще очень мал и не способен держать кисточку, но замечательно попадает пальчиками в нужные места на листе бумаги.
Детки такого возраста посещают занятия вместе с мамой, и очень интересно бывает наблюдать за тем, как мамы постепенно вовлекаются в процесс совместного с ребенком творчества и также начинают получать огромное удовольствие.
Когда ребенок становится чуть старше, ближе к трем годам, можно дать ему в руки кисточку. В этот период детям очень нравится смешивать краски и рисовать на листе цветовые пятна. Это нормальный этап в развитии ребенка. Не нужно стремиться обязательно и срочно переключать его на рисование каких-то простых форм и узнаваемых объектов. Ребенку нужно насладиться этим процессом в полной мере.
Начиная с самого рождения, развивается эмоциональная сфера ребенка. Переживаемые им эмоции постепенно усложняются и приобретают оттенки. Но ребенок еще не говорит, он плохо распознает свои чувства, и у него пока нет слов, чтобы определить то, что он переживает. Постепенно развивается речь, ребенок учится называть свои чувства, но у него по-прежнему не наработаны способы для их выражения. Управлять своими состояниями, такими как сильный гнев, обида, огорчение, страх и даже бурная радость ребенок еще не умеет.
Представьте, например, двухлетнюю девочку, которая целый день ждала с работы маму, испытывая страх, что, может быть, мама и вообще не вернется. И вот мама, наконец, приходит… Мы с Вами без труда понимаем, что девочка очень рада тому, что мама дома, но она и очень злится на нее за то, что ее так долго не было. Для ребенка осмыслить такой «эмоциональный коктейль» просто невозможно, а способом его выражения может стать истерика.
Рисование красками дает возможность ребенку выплеснуть свое эмоциональное состояние и гармонизировать его. В более позднем возрасте (6-7 лет), дети способны выражать свои эмоции уже не только бессознательно через цвет, но и сознательно используя определенные сюжеты.
Когда речь идет о рисовании, нельзя не упомянуть о мелкой моторике. Пожалуй, рисование – лучший способ для ее развития. Как известно, развитие головного мозга очень тесно связано с развитием руки. Поэтому, развивая мелкую моторику ребенка, мы, вне всякого сомнения, способствуем активизации развития головного мозга. Для особо практичных родителей хочется сказать, что рисование отлично готовит руку ребенка к письму.
Очень дружат между собой рисование и развитие внимания. Развивается концентрация, поскольку ребенок с каждым занятием все дольше и дольше способен заниматься своей картиной, не отвлекаясь. Развивается способность к переключению внимания, поскольку нужно смотреть на образец и возвращаться к своей картине, потом снова – на образец, и так далее.
Занятия рисованием способствуют формированию и развитию волевой сферы ребенка. Таких качеств как усидчивость, терпение, умение заканчивать начатое дело, аккуратность. Аккуратность? Многие родители удивятся, потому что фартучек ребенка разноцветный уже после первого занятия, а сам ребенок разноцветный – после каждого. Это так, все художники – и маленькие, и большие – всегда в краске. Но, ребенок учится аккуратности в своих картинах, старается закрашивать, попадая в карандашные линии, не брызгать на свою картину грязной водой, учится бережно и аккуратно обращаться со своими красками и кисточками.
Детки эмоциональны и когда они увлечены процессом, то часто забывают мыть кисточку и лезут, например, черной кисточкой в чистейший желтый цвет. А сами кисточки просто ставят в стакан с водой, от чего те загибаются и становятся неудобными для рисования. У родителей часто возникает соблазн – самим положить немного красок на палитру, чтобы в баночках краска осталась чистой. Практично, но с точки зрения развития ребенка – неправильно. Ребенок, сам открывая и накладывая краски, учится самостоятельности и ответственности. С этой точки зрения также полезнее, чтобы у ребенка было все свое, личное: свои краски, кисти, палитра.
И в заключение, хочется сказать, что, безусловно, рисование развивает творческие способности малыша, чувство прекрасного, будит его фантазию, раскрывает его индивидуальность.
То, что заложено в детстве – остается с человеком на всю жизнь в качестве его ресурса. И не важно, станет ли это профессией (архитектор, дизайнер, модельер), просто способом творчески справляться с жизненными стрессами, умением со вкусом одеваться или способностью в дальнейшем с увлечением рисовать уже со своими детьми :)))
Глушаева Ольга Сергеевна,
семейный и детский психолог